В мае 2017 по мусору на улицах Великобритании стало заметно, что вступил в силу новый закон. Сигаретные пачки поменялись в дизайне и стали такими, как на картинке выше. C обратной стороны, кстати, не лучше.

 

Мне стало интересно, и вот что я узнал. Согласно новому закону:

  • Никакого маркетинга по дизайну: все пачки должны быть одинаковыми по дизайну: одного противного цвета, с громадными устрашающими фотографиями и текстами. Все названия — одинаковым шрифтом.
  • Никакого маркетинга по количеству и цене: в пачке не меньше 20 сигарет.
  • Никакого маркетинга по вкусам: никаких вкусовых добавок.
  • Больше маркетинга — но антитабачного. Вся пачка должна быть покрыта ужасами о курении.

Надо добавить, что сигареты уже давно продаются из под полы: на кассах ничего не купишь. В магазинах есть отдельный угол с закрытым прилавком. Я 5 лет ходил в супермаркет и не знал, что там продаются сигареты, думал это будка администратора.

 

Все эти меры добавляются к главному и самому любимому методу регулирования англичан — цене. Пачка премиум-бренда стоит примерно 350 грн. В Великобритании самые дорогие сигареты в Европе.

 

При этом 80-90% — это налог. В год корона собирает с сигарет 12 миллиардов фунтов. Это двадцатая часть бюджета Украины, например.

К каким результатам приводят такие меры? Каждый год денег собирается все больше, а люди становятся здоровее — относительное число курильщиков упало до второго места в Европе (после Швеции).

А как же бедные капиталисты?

Вдумчивый читатель может подумать, что такие суровые законы больно бьют по табачным компаниям. Так оно и есть, но им хоть бы что. Вот так выглядят последние 5 лет British American Tobacco на Лондонской бирже.

 

Как же так? Так получается за счет развивающихся рынков — продажи там растут. Люди еще не заработали на что-то серьезное, но уже могут позволить себе зависимость, а антитабачных законов еще не напринимали. Вы только посмотрите, кто тут у нас на 18 месте?

Посмотрите, и подпишитесь на мою рассылку.