В рамках повышения квалификации прочитал книгу Йозефа Мюллера-Брокманна о модульных сектах сетках. Все по-немецки сухо и правильно.


Применение модульной системы — это проявление воли:

  • к порядку и ясности;
  • выявлению сути и концентрации;
  • объективности взамен субъективности;
  • рационализации творческого и производственно-технического процессов;
  • интеграции элементов формы, цвета и материала;
  • архитектоническому овладению плоскостью и пространством;
  • позитивному, направленному в будущее мировосприятию, —

а также признание образовательного значения и воздействия работ, сделанных конструктивно и творчески.


Чтобы использовать модуль как инструмент для организации текста и иллюстраций, есть разные причины:

  • экономическая — задача может быть решена быстрее и дешевле;
  • рациональная — единичные и комплексные работы становится возможным сделать в одном, характерном стиле;
  • мировоззренческая — четкое изложение фактов, последовательности событий, разрешений конфликтов с социальной и педагогической точек зрения вносит конструктивный вклад в культурную ситуацию в обществе и выражает нашу ответственность перед ним.

Сокращение визуальных элементов и включение их в модульную систему создает впечатление продуманного единства, прозрачности, ясности, возникает порядок в оформлении.


Информация с ясно и логически расположенными заголовками, подзаголовками, текстами, иллюстрациями и подписями к ним не только быстрее и легче читается, она лучше понимается и откладывается в памяти. Это научно доказанный факт, и дизайнер должен постоянно держать его в уме.


Существует правило: удобная для чтения ширина полосы набора достигается тогда, когда в строку помещается от 7 до 10 слов.


Для легкого и удобного чтения текста очень важен достаточно большой интерлиньяж. Понятно, что все сказанное не относится к заголовкам и подзаголовкам.


При печати шрифтом большого кегля на широкой полосе нужно следить за тем, чтобы поля не получились слишком маленькими. Ни в коем случае не должно создаваться впечатление, что полоса набора оптически слишком близко расположена к краю страницы и разрывает пространство листа.


Размер вертикального пробела между иллюстрациями может составлять одну, две, три слепые строки, применять допустимо только целую слепую строку.


Современная типографика стремится к логичному и систематическому членению текстового и иллюстративного материала:

  1. заголовки одного и того же шрифта и кегля на том же месте на всех страницах;
  2. подзаголовки одного кегля шрифта с одинаковыми отступами от предыдущего и последующего текста в зависимости от расположения в тексте;
  3. подписи к иллюстрациям печатаются одним кеглем шрифта и располагаются одинаково по отношению к иллюстрации;
  4. на всех страницах — постоянная модульная структура для текста и иллюстраций;
  5. выделения в тексте постоянного размера и формы по отношению к основному тексту;
  6. то же касается и сносок;
  7. иллюстрации (фотографии, рисунки, графики, диаграммы и так далее) соответствуют модульным клеткам;
  8. фотографии снимаются в едином стиле;
  9. иллюстрации объективны и сохраняют стилистическое единство;
  10. статистическая информация — в единой зрительной форме;
  11. для одного и того же содержания — одинаковые цвета;
  12. единый интерлиньяж для всех текстов одного кегля;
  13. для пробелов между отрывками текста ставятся одна, две целые пробельные строки и более, ни в коем случае не половина, так как тогда строки не совпадут со строками следующей колонки.