Владислав Головач написал замечательную книгу, в которой рассказывает о дизайне, который я так люблю делать, и культуре, о которой я так люблю думать. Мне особенно понравились рассуждения на тему того, какую роль в этом всем играют деньги.


Автор определяет дизайн как «это любая работа над артефактом, улучшающая его потребительские и/или продающие свойства больше, чем растут при этом себестоимость, трудозатраты и бюджет.»


Очевидно, что культуру невозможно приобрести прочтением одной книги, а ценность культуры заключается именно в её разнообразии.


Культура потому и культура, что она получается сама, если вырасти в подходящих условиях – там, где накоплено большое её количество и где работает большое количество её носителей. В этом смысле одним везёт больше, чем другим. Им везёт родиться в нужной семье (лучше всего давно богатой) и в нужном месте (например, во Флоренции или Лондоне) – там, где вокруг полно глубокой и устойчивой культуры и где её легко впитать с воздухом.


Нам остаётся сложный способ обрести культуру: её приходится выращивать в себе самостоятельно. Это очень интересно, но долго и довольно тяжело.


С возрастом в душе и сердце отмирают «сенсоры» восприятия многих видов прекрасного


Самый простой способ – насмотреться красивых картинок – не особо действенен.


Единственный быстрый способ изменить этос сообщества – удалить из него (или лишить всех прав) пропонентов старого этоса.


Единственные люди, меняющие этос общества, – святые и делинквенты. Обыватели по своей сути неспособны меняться сами, так что не могут изменить и других.


Единственный надёжный способ для обывателя стать святым или злодеем – всё время быть открытым новому и делать всё возможное, чтобы в его жизни было больше травматических переживаний


Быстро изменить качество дизайна целой организации (т.е. сообщества людей) можно только сверху


Поскольку «дизайн внутри» всегда требует денег и ресурсов, очень много организаций, даже и стремящихся к хорошему «дизайну снаружи», ничего так и не достигнут – у них просто недостаточно решимости вложиться и в «дизайн внутри».


Разница между верованиями коммунистов и социалистов заключалась лишь в том, что первые надеялись только на революцию, а вторые – на демократический процесс. Результат этого различия очень нагляден при сравнении, например, России с Финляндией.


Инфляция дизайна: если архитектор построит новое прекрасное здание в ряду других прекрасных зданий – что тут такого?


Бедные люди архитектурные проекты не заказывают.


Перефразируя золотое правило нравственности: «Делай людям такой дизайн, какой хочешь, чтобы делали тебе».


  • Техни – сумма знаний, умений и технологических возможностей, доступная в проекте.
  • Цель дизайна – постановка задачи проектирования.
  • Стиль – внешнее представление работы, обычно определяется местом и временем её создания.
  • Месседж и смысл, напротив, определяют значение предмета и его стиля.

«Хорошее» в одном не всегда является таковым в других. Так, и ручки BIC, и ручки Parker коммерчески успешны, но по-разному.


Три вида дизайна:

  1. Дизайн, чтобы богаче.
  2. Дизайн, чтобы лучше.
  3. Дизайн, чтобы дешевле.

Создавать что-то новое всегда интересно.


Нужно, чтобы предмет был не просто дорогим, а узнаваемо дорогим.


Культ бирки встречается почти исключительно у новых богатых (считается, что настоящий аристократ может отличить хорошее и дорогое без бирки).


Так или иначе, в дизайне всегда будет заметная тенденция к простым, проверенным временем решениям


Профессионал отличается от любителя тем, что он работает ради денег (что не отрицает удовольствия от работы).


Art Nouveau & Art Déco.


  • Классицизм: копии римлян и греков. Насколько работа соответствует эталону?
  • Романизм: мое уникальное. Насколько работа отражает мою индивидуальность?
  • Модернизм: наука и техника, оптимизм. Насколько я использую новые возможности?
  • Постмодернизм: ирония, все равно скоро умирать, давайте наслаждаться. В нём нет ничего своего, оно определяется как отсутствие чего-либо, а не наличие.

Лучше всего делать как можно меньше, зарабатывая как можно больше. Надёжный способ работать меньше – исключить из работы трудоёмкие технологические операции.


Мы переросли орнамент, мы достаточно положили сил, чтобы остаться без орнамента.


«Ад – это другие люди». Жан-Поль Сартр.


Например, в моей области – дизайне интерфейсов – до сих пор происходит такая быстрая технологическая эволюция, что быть классицистом или постмодернистом просто бессмысленно: модернистское мировоззрение и обещает, и обеспечивает всё, что нужно.


Роскошь: от золота к элегантности.


Предмет дизайна всегда посылает сообщение – эмоциональное, классовое или другое.


Мы все сталкиваемся с неприятной проблемой целеполагания: мы сами зачастую не знаем, что мы на самом деле хотим. А если мы не знаем этого для себя, мы не можем понять толком, что хотят другие. Работа же дизайнера самой своей сутью является работой и для себя и для других.