Чем критика отличается от придирок
Все время слыша о придирках и критике, я решил разобраться, в чем разница у этих двух понятий. Опросил кого смог, порылся в словарях.
Для тех, кому лень читать, есть быстрый упрощенный ответ — ничем не отличаются. И то, и то — субъективное суждение. Дальше немного подробностей.
Критика — (от фр. critique из др.-греч. κριτική τέχνη «искусство разбирать, суждение») — анализ, оценка о явлениях какой-либо области человеческой деятельности. Задачами критики являются:
- выявление противоречий;
- выявление ошибок и их разбор;
- разбор (анализ), обсуждение чего-либо с целью дать оценку (например, литературная критика);
- исследование, научная проверка достоверности, подлинности чего-либо (например, критика текста, критика исторических источников);
- оценка.
Придирка — упрёк, замечание, обвинение, сделанное без достаточных оснований.
Субъективно по определению
Из определения ясно, что придирка — это такая плохая критика, и что все здесь зависит от «достаточности» оснований. Эта достаточность — очень субъективна. Что достаточно для одного — для другого уже недостаточно. К тому же сюда добавляются обстоятельства, о которых не всем известно. Так что установить независимо, что есть критика, а что уже придирка часто просто невозможно.
Например, для кого-то лишний пробел в тексте — это придирка. Типа: «Ну что ты начинаешь придираться к мелочам, все остальное же без ошибок». А для другого это будет критика, и он подумает: «Ок, спасибо, не заметил, исправлю».
Наблюдения по ходу
Хотя критика в этом сравнении выглядит чем-то лучшим, чем придирка, в результате исследований удалось довольно точно установить две ее особенности:
- Критика всегда демотивирует.
Даже та, о которой просили, самая лучшая, с благими намерениями, с прекрасной подачей — а все равно пусть капельку, но демотивирует. Это всегда неприятно. - Критика помогает стать лучше.
Ну реально, зачем делать что-то лучше, если все уже идеально? Так что без критики нет прогресса.
Когда точно придирка
Все-таки есть случаи, когда придирку можно довольно точно идентифицировать. У меня нашлось два признака, к тому же они, как правило, ходят парой.
- Если нет вообще никаких оснований. You are too fucking blond!
- Когда мотив этого мероприятия не содержит ничего хорошего. Сюда же для проверки можно добавить, что ожидается в результате. У придирки результат часто вообще невозможен, а критика вроде как должна подсказывать, как его улучшить.
Впрочем, даже эти вещи можно оспорить, так что от субъективизма избавится не получается.
В конечном счете, можно свести все к ответу на вопрос:
«Станет ли результат лучше, если исправить?»
Тут еще можно оговориться, что иногда результат станет лучше, но затраченные усилия того не стоят. И тут все тоже субъективно.
Кто решает?
Поскольку все субъективно, все решают субъекты.
- Получатель — когда решает для себя, насколько достаточны основания для критики и какие у нее мотивы.
- Дающий — те же вопросы.
- Результат — стало (бы) в итоге лучше?
Как превратить одно в другое
У придирки есть шанс стать критикой, если добавить в нее достаточные основания и помочь их услышать. Тут можно перейти к советам о том, как критиковать.
- Для начала стоит вспомнить о вреде, который приносит критика — может вообще можно обойтись (но и о пользе не стоит забывать).
- Спросить разрешения — нужна ли эта критика слушателю вообще.
- Быть искренним. И проявлять искреннюю заботу.
- Говорить в личной беседе без посторонних.
- Делать это своевременно, по горячим следам, а еще лучше когда еще не поздно все исправить.
- Если уже не в себе — лучше сначала успокоиться, и говорить в спокойном состоянии, без ругательств и обидных слов.
- Не переходить на личности, говорить для человека, но не о человеке.
- Говорить от себя, например: «я думаю, что лучше было бы…»
- Конкретно, без обобщений вроде: «Вы всегда/никогда…» и только о фактах: «В течение недели вы трижды опоздали».
- Говорить о том, зачем вообще вы критикуете, и как в будущем это поможет улучшить результат.
- Найти место для похвалы и закончить на позитиве.
Длина списка недвусмысленно дает понять, как непросто критиковать, чтобы это хотя бы не казалось придиркой. Лучше же давать хорошую обратную связь, с похвалой в хорошем смысле этого слова и вообще. Но это предмет другого исследования.