Все время слыша о придирках и критике, я решил разобраться, в чем разница у этих двух понятий. Опросил кого смог, порылся в словарях.

Для тех, кому лень читать, есть быстрый упрощенный ответ — ничем не отличаются. И то, и то — субъективное суждение. Дальше немного подробностей.

 

Критика — (от фр. critique из др.-греч. κριτική τέχνη «искусство разбирать, суждение») — анализ, оценка о явлениях какой-либо области человеческой деятельности. Задачами критики являются:

  • выявление противоречий;
  • выявление ошибок и их разбор;
  • разбор (анализ), обсуждение чего-либо с целью дать оценку (например, литературная критика);
  • исследование, научная проверка достоверности, подлинности чего-либо (например, критика текста, критика исторических источников);
  • оценка.

Придирка — упрёк, замечание, обвинение, сделанное без достаточных оснований.

 

Субъективно по определению

Из определения ясно, что придирка — это такая плохая критика, и что все здесь зависит от «достаточности» оснований. Эта достаточность — очень субъективна. Что достаточно для одного — для другого уже недостаточно. К тому же сюда добавляются обстоятельства, о которых не всем известно. Так что установить независимо, что есть критика, а что уже придирка часто просто невозможно.

Например, для кого-то лишний пробел в тексте — это придирка. Типа: «Ну что ты начинаешь придираться к мелочам, все остальное же без ошибок». А для другого это будет критика, и он подумает: «Ок, спасибо, не заметил, исправлю».

 

Наблюдения по ходу

Хотя критика в этом сравнении выглядит чем-то лучшим, чем придирка, в результате исследований удалось довольно точно установить две ее особенности:

  1. Критика всегда демотивирует.
    Даже та, о которой просили, самая лучшая, с благими намерениями, с прекрасной подачей — а все равно пусть капельку, но демотивирует. Это всегда неприятно.
  2. Критика помогает стать лучше.
    Ну реально, зачем делать что-то лучше, если все уже идеально? Так что без критики нет прогресса.

 

Когда точно придирка

Все-таки есть случаи, когда придирку можно довольно точно идентифицировать. У меня нашлось два признака, к тому же они, как правило, ходят парой.

  1. Если нет вообще никаких оснований. You are too fucking blond! 
  2. Когда мотив этого мероприятия не содержит ничего хорошего. Сюда же для проверки можно добавить, что ожидается в результате. У придирки результат часто вообще невозможен, а критика вроде как должна подсказывать, как его улучшить.

Впрочем, даже эти вещи можно оспорить, так что от субъективизма избавится не получается.

 

В конечном счете, можно свести все к ответу на вопрос:
«Станет ли результат лучше, если исправить?»

Тут еще можно оговориться, что иногда результат станет лучше, но затраченные усилия того не стоят. И тут все тоже субъективно.

 

Кто решает?

Поскольку все субъективно, все решают субъекты.

  1. Получатель — когда решает для себя, насколько достаточны основания для критики и какие у нее мотивы.
  2. Дающий — те же вопросы.
  3. Результат — стало (бы) в итоге лучше?

 

Как превратить одно в другое

У придирки есть шанс стать критикой, если добавить в нее достаточные основания и помочь их услышать. Тут можно перейти к советам о том, как критиковать.

  1. Для начала стоит вспомнить о вреде, который приносит критика — может вообще можно обойтись (но и о пользе не стоит забывать).
  2. Спросить разрешения — нужна ли эта критика слушателю вообще.
  3. Быть искренним. И проявлять искреннюю заботу
  4. Говорить в личной беседе без посторонних.
  5. Делать это своевременно, по горячим следам, а еще лучше когда еще не поздно все исправить.
  6. Если уже не в себе — лучше сначала успокоиться, и говорить в спокойном состоянии, без ругательств и обидных слов.
  7. Не переходить на личности, говорить для человека, но не о человеке.
  8. Говорить от себя, например: «я думаю, что лучше было бы…»
  9. Конкретно, без обобщений вроде: «Вы всегда/никогда…» и только о фактах: «В течение недели вы трижды опоздали».
  10. Говорить о том, зачем вообще вы критикуете, и как в будущем это поможет улучшить результат.
  11. Найти место для похвалы и закончить на позитиве.

 

Длина списка недвусмысленно дает понять, как непросто критиковать, чтобы это хотя бы не казалось придиркой. Лучше же давать хорошую обратную связь, с похвалой в хорошем смысле этого слова и вообще. Но это предмет другого исследования.